Как правильно хвалить детей, чтобы они росли уверенными в своих силах и успешными?

98a0872863ba92dcde072bbcc60b292dКак  мы хвалим наших детей?  И главное, за что именно мы обычно их хвалим?

Что за глупый вопрос, подумаете вы. Хвалим за хорошие оценки в школе, за успехи на тренировках, за порядок в комнате… В общем, чаще всего мы рады, когда наши дети справляются хорошо с тем, о чем мы их так сильно просим.

Оказывается, если наша похвала подкрепляет в нашем ребенке только стремление быть лучшим, первым, как можно лучше справиться с заданием, мы ему больше вредим, чем помогаем. Мы совершенно не преднамеренно растим человечка, который боится трудностей, боится ошибиться, когда сталкивается с незнакомым заданием.  А вдруг у него ничего не получится на этот раз? А вдруг я перестану быть лучшим?

Поэтому при необходимости выполнять трудные и малознакомые задания или в ситуациях, когда нет уверенности, что результаты будут очень высокими, у детей, привыкших всегда быть только на высоте, часто закрадывается мысль, может, проще не рисковать, не пробовать что-то новое.

мотивацияПсихолог Стэнфордского университета Кэрол Двек  (Carol Dweck) много лет посвятила изучению мотивации, почему люди становятся (или не становятся успешными) и как поощрять, побуждать успех.

Поворотным моментом ее карьеры стало знакомство с системой оценивания учеников в одной из Чикагских школ. В этой школе, если старшеклассники не сдают экзамен по какому-то предмету, они получают оценку «Пока не сдано».

Вспоминайте, что мы обычно чувствуем, когда результаты наших стараний оценивают ПЛОХО? или на ТРОЕЧКУ? А если, это проект, который у вас занял полгода?..

Обычно ощущения не из приятных и мысли далеко не оптимистичные: Ну все, Я — неудачник.

А если нам говорят, что нужно еще доработать, доделать вот это и поправить здесь? Чувствуете разницу?

Так и с оцениванием экзамена. Если оценка — «Пока не сдано», вы понимаете, что еще учитесь, вы в процессе овладения материалом.

Именно фраза «Пока не сдано» подтолкнула Кэрол Двек начать изучать как  дети справляются со сложными заданиями и трудностями.

62126Сначала 10-летним детям были даны задания, которые были слегка трудными для них. Некоторые из детей отреагировали невероятно положительно: «Обожаю трудности,» или «Вы знаете, я надеялся, что это будет интересно и я чему-нибудь научусь». Они понимали, что их способности могут развиваться. Они обладали типом мышления, который в дальнейшем Кэрол Двек назвала мышлением роста.

Часть детей восприняли те же задания как трагедию, катастрофу. Они отнеслись к этим заданиям, как к проверке их интеллекта, с которой, к сожалению, они не справились.

Тип мышления, когда человек  усложнение задачи или трудности, воспринимает, как  проверку/подтверждение насколько он умный или способен успешно справиться, Кэрол Двек назвала фиксированным образом мышления. Вместо того, чтобы радоваться, что вот-вот у меня получится, эти дети находились как бы в тисках страха, что будет, если прямо сейчас  они не справятся.

Самое интересное то, как поступали эти подростки в дальнейшем?

  • В последующих исследованиях у этой группы детей (с фиксированным образом мышления) спрашивали, что они будут делать, если завалят тест/контрольную. Они отвечали, что в следующий раз спишут, а не будут заниматься больше, как нам, взрослым, хотелось бы надеяться.
  • В еще одном исследовании, после получения плохой оценки дети стали искать того, у кого результаты были еще хуже,  — таким образом они могли чувствовать себя уверенней.

И в исследовании за исследованием эти дети убегали (избегали) от трудностей.

3.Image_.Moser-BrainУчёные измерили электрическую активность мозга в момент, когда студенты сталкивались с ошибкой.

У подростков с фиксированным образом мышления — активность мозга практически отсутствовала. Они бегут от трудностей. Они не хотят с ними связываться. (Изображение слева)

У подростков с мышлением роста, те, кто понимают, что способности можно развивать, глубоко вовлекаются в решение в проблемы. Их мозг активизируется самой идеей, что вот-вот и решение будет найдено. Они рассматривают ошибку под разным углом (с разных сторон). Такие дети учатся на ошибках и исправляют их. (Изображение справа)

1438840654_1Как мы воспитываем наших детей?
Растим ли мы их в духе «Я хочу быть лучшим» или «Я хочу, чтобы то, чем занимаюсь, получалось лучше и лучше». «У меня хорошо получается, потому что я умный» или «Благодаря своей настойчивости и упорству я добился успеха».

Воспитываем ли мы детей, которые помешаны на хороших оценках и которые не знают как мечтать о чем-то невероятном? Детей, у которых самой большой целью, является получение очередной 11 и написание контрольной/экзамена на максимальный балл? И как эта потребность в постоянном признании проявится во взрослой жизни?

Работодатели говорят о том, что мы уже вырастили целое поколение молодых работников, которые не могут прожить и дня без поощрения/награды ( речь идет об Америке, но у нас, скорее всего, тенденция такая же).

Что мы можем предпринять?

  •  В первую очередь, мы можем начать хвалить с умом  — не за интеллект, хорошую память или талант. Это не приводит к хорошим результатам. Нужно хвалить за сам процесс, в который дети вовлечены: за их усилия, за их умение сосредотачиваться и быть настойчивыми, за разные подходы к решению сложных задач и за изменения к лучшему, когда сегодня у них   получается лучше то, что вчера они делали с трудом.

Именно такого рода похвала формирует в детях такие качества, как стойкость и одновременно смелость, готовность рисковать, пробовать, а также жизнерадостность и способность не унывать в любой ситуации.

  •  Мы должны учить их выходить из так называемой зоны комфорта, чтобы узнать что-то новое и более сложное.

Еще в одном из исследований детям рассказали, что каждый раз, когда они преодолевают трудности, чтобы научиться чему-то новому и сложному, нейроны в их мозге формируют новые, более устойчивые связи, и со временем это помогает им стать умнее. В результате у этих ребят оценки резко улучшались. И таких положительных перемен исследовательской группе удалось добиться у тысяч и тысяч учеников, особенно среди тех детей, которые отставали.

Когда учителя формировали у детей мышление роста, поощряли идею «пока еще не получилось», результаты превзошли ожидания самих ученых.

Еще несколько примеров:

  • За один год дошкольники из Гарлема (один из беднейших районов Нью-Йорка) оказались в числе 5% лучших учеников по результатам государственного теста. Причем многие из них не умели держать ручку в руках, когда пришли в школу.
  • За один год безнадежно отстающие четвероклассники из Южного Бронкса заняли первое место среди всех четвертых классов штата Нью-Йорк на государственном экзамене по математике.
  • За один — полтора года дети, учившиеся в школе в индийской резервации, вышли с последнего места в округе на первое — а в этот округ входят и богатые районы Сиэтла. Получается,  индейские дети обошли детей родителей из Microsoft.

Это произошло благодаря тому, что у детей изменилось отношение к трудностям и необходимости проявлять усилия. Раньше трудности заставляли детей чувствовать себя глупыми, они просто сдавались («все равно я с этим не справлюсь»). Теперь же необходимость поднапрячься дети воспринимали как нечто, помогающее им становиться умнее. Ведь трудности и усилия помогают их нейронам формировать новые, более прочные связи.

Итак, все достаточно просто, уважаемые взрослые:).  Слегка меняем фокус наших похвал. Хвалим наших чад за усилия и настойчивость, и учим относиться к трудностям, как к приключению. Кто знает, как далеко ты можешь зайти, пока не начнешь идти этой, пусть и с ухабами дорогой, и что там скрывается за горизонтом?

 

По материалам ted.com  Carol Dweck  The power of believing that you can improve

 

Запись опубликована в рубрике Мысли вслух. Добавьте в закладки постоянную ссылку.