Простой способ учиться легче — знать больше

705146971Многие из нас  продолжают учиться и по сей день — углубляем профессиональные знания, читаем о любимом хобби, делаем всей семье домашние задания наших детей …. В общем поводов поднапрячь мозг множество:)

Как учиться, как запоминать и главное, как помнить долго и уметь воспользоваться тем, что учил, своевременно? Как помочь своим детям учиться легче, справляться с домашними заданиями быстрее?

Оказывается, есть один, совершенно простой и довольно неприметный на первый взгляд способ.

Если совсем коротко, после того, как вы прочитали/услышали что-то новое для себя и хотите помнить эту информацию долго,  сразу напишите все, что вы поняли/запомнили. Потратьте на это 30 секунд, не больше. Нет желания писать, можно проговорить вслух.

 

1761Согласно новым зарубежным исследованиям, тесты ( у нас в стране это чаще контрольные) — это не только пассивный механизм оценивания сколько ребенок знает. Тесты, как оказалось, сами по себе помогают учиться, овладевать материалом и делают это лучше, чем многие другие техники на запоминание и понимание того, что ты учишь.

В онлайн журнале Science в 2011 были опубликованы результаты интересных исследований: студенты, которые читали абзац текста, а потом писали тест, в котором их просили просто вспомнить то, что они только что прочитали, спустя неделю помнили на 50 процентов информации больше, чем студенты, которые использовали для запоминания этой же информации другие способы.

Нам всем знакомы некоторые стандартные способы для запоминания:

  1.  повторно возвращаться к изучаемому материалу (кто из нас не зубрил/перечитывал материал перед экзаменом?).
  2. рисование различных схем/диаграмм, помогающих связать материал, который мы учим — этот метод одобряют многие учителя, потому что пользуясь этим способом ученики/студенты вынуждены искать взаимосвязи между изучаемыми фактами.

Согласно исследованиям оба эти способа популярны, НО как ни странно,  они дают ученикам/студентам иллюзорное ощущение, что те  знают больше, чем есть на самом деле.

 

obrazovanie-v-ssha-2>> Был проведен эксперимент. Студентов колледжа попросили предугадать, как много они смогут вспомнить через неделю, используя один из трех выше названных способов изучения нового материала.

 

  • Те, кто писал тест после прочтения абзаца, считали, что они будут помнить не очень много.
  • Две другие группы студентов (которые повторно просматривали текст и те, которые рисовали схемы) ожидали, что вспомнят много.

НО результаты, как раз, оказались противоположными — группа студентов, писавшая тест сразу после прочтения нового материала, через неделю могла намного легче «извлечь» и структурировать информацию, потому что они объясняли именно то, что поняли. (Если вы помните, заданием теста было — написать только то, что запомнили и ничего больше.)

 

o-college-cost-facebook>> Потом ученые попросили группу из 200 студентов университета принять участие еще в двух экспериментах. Студентам нужно было прочитать несколько абзацев на научную тему — например, как работает система пищеварения или о различных типах мышечных тканей.

  1. В первом эксперименте студентов поделили на четыре группы.
  • Первая группа должна была просто читать текст в течение 5 минут и ничего больше.
  • Вторая группа изучала этот же текст в четыре короткие последовательные сессии, по 5 минут каждая.
  • Третья группа создавала карту-схему, в которой они размещали информацию из читаемого отрывка в виде диаграммы, записывая детали и идеи в нарисованных от руки «облачках с текстом» и соединяли эти «облака» в определенном смысловом порядке. Текстом  учебника можно было пользоваться, он лежал перед ними.
  • Последняя группа писала тест. Сначала они писали то, что запомнили в виде произвольного эссе в течение десяти минут, учебником пользоваться было нельзя. После этого студенты могли перечитать изучаемый отрывок в учебнике, закрывали книги и повторно писали то, что помнят.

Через неделю всем четырем группам был дан небольшой тест. Оценивалась способность вспомнить факты и делать логические выводы, основанные на фактах.

 

diktant2. Второй эксперимент был сфокусирован только на построении/рисовании смысловых «карт» и написании тестов на повторение. Т.е. студентов поделили на две группы.

  • Первая  — рисовала диаграммы, сверяясь при этом с учебником.
  • Вторая — в письменной форме вспоминала то, что только что прочитали.

Исследователи обратили внимание, что студенты, которые рисовали диаграммы и одновременно сверялись с текстом учебника, включали больше деталей, чем студенты, которых попросили письменно вспомнить то, что они прочитали.

Через неделю их знания также оценивали.

Оказалось, что результаты студентов, которые писали тест, были лучше, чем у студентов, которые рисовали диаграммы. Они также лучше справились с заданиями, в которых не просто нужно было дать короткие ответы, но и требовалось нарисовать схему взаимосвязи фактов и идей изученного материала.

Получается, что усилия, которые мы прилагаем, чтобы что-то припомнить, помогают укрепить эту информацию у нас в памяти.

 

>> Психологи также обратили внимание, что «усилия, которые мы прилагаем, помогают учить, но вместе с тем у нас складывается ощущение, что мы ничего не учим. Мы чувствуем себя: «Я не знаю тему достаточно хорошо. Все это трудно и у меня явно проблемы с данной информацией.»(Nate Kornell, at Williams College)

Когда же мы перечитываем текст или рисуем схему, мы думаем: «Это легко. Я читал это раньше.»

Поэтому студенты, которые писали тесты, вспоминая то, что помнят, чувствовали себя менее уверенными в том, что через неделю получат хорошие результаты на тестах.

Чтобы лучше понимать и помнить новый материал, нужно садиться и быстренько написать то, что ты только что читал.

 

srednyaya_shkola002>> Но в условиях школы, когда дети итак перегружены огромным количеством тестов, требующих от них  запоминания огромного количества фактов, съедающих  много ценного учебного времени и к тому же приводящих к повышенному беспокойству у детей,  добавлять еще отдельные письменные тесты, пусть даже и для лучшего запоминания, вряд ли такая уж хорошая идея.

Что же делать?

Доктор Линн (Dr. Linn) работала с детьми Калифорнийских школ и обнаружила, что если просить учеников объяснить, что они делали в экспериментах по химии/физике (своего рода вид теста на повторение/воспроизведение того, что понял), то результаты лучше, чем если дети просто проводят эти же эксперименты.

«Даже если практика повторение кажется лишней тратой времени и результатов не видно сразу, такого рода повторение как бы скрепляет/склеивает изучаемый материал. Выученная таким способом информация сохраняется в памяти не только на весь школьный период, но и вполне возможно на всю жизнь.» (Dr. Kornell, Williams College)

 

downloadИтак, если мы хотим  помнить что-то долго, необходимо:

  1. как минимум сразу после прочтения/слушания новой информации, рассказать, что запомнилось, книжки при этом закрываем. Если мы понимаем о чем шла речь, мы сможем рассказать своими словами хотя бы часть из того, что читали.

Если есть возможность и желание написать, пишите:) Так новый материал запоминается гораздо лучше. Не обязательно писать километровые сочинения, пусть это будет 30-секундный экспромт.

2. Возвращаемся к тому, что читали (открываем учебник) и проверяем — правильно ли мы все поняли.  И еще раз рассказываем.

Т.е. пересказывание своими словами, объяснение + повторение через какое-то время (по памяти) намного эффективней для запоминания любой информации, чем перечитывание, заучивание наизусть, подчеркивание и выделение важных моментов или рисование схем.

Как учитель (это конечно же не масштабные исследования) могу добавить, что когда просишь детей или взрослых студентов сразу же после объяснения нового материала рассказать хотя бы в двух словах, что они поняли, первая реакция у большинства одинаковая — округленные глаза и: «Я не смогу ничего сказать».  Проще оказывается с мальчишками, они такие задания воспринимают как соревнование, вызов…

Обычно я продолжаю настаивать, что пару слов уж точно да скажите. Вот тут начинается самое интересное…. С такими же круглыми глазам, дети начинают припоминать и оказывается, что помнят/поняли они намного больше, чем им казалось. Со взрослыми еще веселее, они говорят: «Аж вспотела… пока вам тут рассказывала» (мы английский учим:) и  улыбаются.

В общем, уважаемы взрослые, заводим одну новую и очень полезную привычку — припоминать сразу же после прочтения/слушания чего-то нового суть этого нового.  Ну и конечно же,  активней общаемся со своими детьми, пусть рассказывают, что нового интересного и не очень интересного узнали за день :)

 

Эта статья — частичный и довольно произвольный перевод статьи To Really Learn, Quit Studying and Take a Test by Pam Belluck, The New York Times, Jan.20,2011

а также использовала идеи из The 30 Second Habit That Can Have a Big Impact On Your Life

Сама идея поделиться информацией появилась благодаря потрясающему курсу на Coursera.org  Learning How to Learn

 Copyright Anna Tkachyk 2016

 

 

Тэги: как учиться психолог советы психолога воспитание дети и родители школа дети в школе

Запись опубликована в рубрике Для работающих мам, Мысли вслух, Психология успеха. Добавьте в закладки постоянную ссылку.