10 способностей ведущих к жизненному успеху — какие из них есть у Вас?

364z71gthrВряд ли найдется человек, который сознательно хочет, чтобы из всех его усилий ничего не получилось. Каждый из нас, начиная что-то делать, хочет получить понятный для него самого результат. Иначе зачем тогда вообще что-то делать? Результаты, конечно же, во многом зависят от нас самих, но на правильные ли собственные способности мы опираемся, чтобы получить то, ради чего мы тратим столько сил и времени?

Прежде чем читать дальше, ответьте на два вопроса, желательно письменно:

1. Подумайте о конкретном человеке, который с вашей точки зрения добился успеха. Какой он/она? Назовите 5-6 сильных, возможно наиболее заметных, черт характера этого человека?

2. Какие качества в людях, с которыми Вы работаете, для Вас важны, когда нужно сделать проект/выполнить любую конкретную работу к определенному сроку?

23eyzeiao7Для родителей этот вопрос можно перефразировать и спросить так: на что вы обращаете внимание в воспитании, чтобы во взрослой жизни сын/дочь могли чувствовать себя уверенно?

Немного истории психологии

Вопросами жизненной успешности психологи занимаются еще с начала ХХ века. Уже к концу ХХ в. были сделаны выводы, что между IQ и успехом в жизни отсутствует прямая связь.

Можно вспомнить школьных отличников. Вы можете сказать насколько  они сейчас выделяются из большинства? Заодно можно спросить себя, с какими именно словами вы отправляете своего сына/дочь утром в школу? На что именно настраиваете?

Тогда же в психологии возникло новое понятие — креативность.

……………………………………………………………………………………………………………………..

Креативность — творческие способности, которые характеризуются готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей.

………………………………………………………………………………………………………………………

Было также доказано, что эффективность решения проблемных задач зависят в большей степени от способности по-разному использовать заданную информацию в быстром темпе.

isberg-copyПсихологи, занимающиеся вопросами одаренности и творчества, стали более углубленно прорабатывать вопрос общей жизненной успешности. Выводы получились веселыми —  традиционный интеллект (IQ) и творческие способности (готовность к принятию и созданию принципиально новых идей) — это только 20% успешности в деятельности, а ключевые 80% — это совершенно другие способности (Дэниел Гоулман, амер. психолог).

Эти жизненно важные способности назвали — эмоциональный интеллект.

………………………………………………………………………………………………………………………..

Эмоциональный интеллект — это все не когнитивные (когнитивные = познавательные) способности, знания и компетентности, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными трудностями.

…………………………………………………………………………………………………………………………

Полного согласия у психологов в определении структуры (из чего состоит) эмоциональный интеллект нет. Но используется еще одно понятие, более широкое, — социальный интеллект. Причем, ряд психологов эмоциональный интеллект включают в социальный интеллект.

_____________________________________________________

Итак, из чего именно состоит 80% нашего успеха в жизни или какие характеристики включает в себя социальный интеллект ?

В социальный интеллект входят 3 блока способностей:

I. Когнитивные характеристики (познавательные);

II. Эмоциональные характеристики (тот самый эмоциональный интеллект);

III. Поведенческие характеристики.

I. Когнитивные (познавательные) характеристики:

  1.  знания о людях, понимание других людей — Социальные знания;
  2. память на имена и лица — Социальная память;
  3.  способность оценивать чувства, определять настроение других людей, понимание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках конкретной ситуации — Социальная интуиции;
  4. способность планировать собственное поведение, собственные действия, исходя из предполагаемого поведения других людей; оценивание собственного развития и неиспользованных альтернативных возможностей — Социальное прогнозирование.

Последняя характеристика — одна из важнейших. Мы не можем действовать, ориентируясь исключительно на собственные цели и желания, и при этом рассчитывать, что окружающие автоматически радостно будут идти нам навстречу и поддерживать наши начинания. Мы должны учитывать ответное поведение других людей на наши поступки раньше, чем начинаем что-то делать, особенно, если это мечта всей нашей жизни.

II. Эмоциональные характеристики:

  1. способность адекватно проявлять эмоции — Социальная выразительность:

— эмоциональная выразительность;

— эмоциональная чувствительность;

— эмоциональный контроль.

2. способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого человека - Сопереживание;

3. умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение — Способность к саморегуляции.

По Д.Гоулману основные характеристики эмоционального интеллекта немного отличаются:

  • самомотивация;
  • устойчивость к разочарованиям;
  • контроль над эмоциональными вспышками;
  • умение отказываться от удовольствий ради достижения целей;
  • регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушить способность думать;
  • умение сопереживать и надеяться.

III. Поведенческие характеристики:

  1. способность и готовность работать совместно, способность к коллективному взаимодействию и, как к высшему типу этого взаимодействия, способность к коллективному творчеству - Социальное взаимодействие;
  2. умение слушать собеседника, понимание юмора — Социальное восприятие;
  3. способность оставаться открытым, взаимодействовать в ситуациях стресса, в ситуациях изменяющихся условий; а также умение объяснять и убеждать других, способность уживаться с другими людьми, открытость в отношениях с окружающими — Социальная адаптация.

Не знаю, какое у вас ощущение после прочитанного, но меня эта информация однозначно заставила задуматься, лучше сказать, еще раз ткнула носом в тот факт, что 10 лет учебы наших детей в школе, как школа, так и мы родители, мало или совсем не уделяем внимания вещам, которые действительно нужны и важны в жизни для элементарного выживания, а не только успеха. Кого я как учитель воспитываю?..  Обращала ли я внимание на правильные вещи, как мама?..  Насколько моя дочь, которой уже 18, готова к жизни?..

И второй момент — это астрология. В астрологии вопрос успешности рассматривается немного с другой стороны — наличие вышеперечисленных способностей не связывается напрямую с успешностью в жизни.

Для успешной самореализации решающими могут быть совершенно различные способности, важно насколько человек готов менять себя/подстраиваться к требованиям жизни.В любом случае, посмотрев на карту человека можно сказать, какими из практически всех выше названных способностей обладает каждый из нас, но нельзя сказать насколько сам человек пользуется своими способностями.

А вы можете теперь сказать какие из данных способностей есть у Вас? :)

Материалы к данной статье взяты из курса «Психодиагностика» на Coursera. Взялась за этот курс летом, т.к. мне нужна была более подробная информация по Психологии Профессий.

Как научиться  эмоциональному общению хорошо рассказывает замечательных психолог  Гиппенрейтер Ю.Б. в своих двух книгах: «Общаться с ребенком. Как?» «Продолжаем общаться с ребенком. Так?»

 Copyright: Anna Tkachyk, 2016
 

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Мысли вслух, Психология, Психология успеха. Добавьте в закладки постоянную ссылку.